ФОТОГРАФИЯ И ДИЗАЙН >> Студийная съемка

Свет в студийном портрете

«Фотография» - в буквальном переводе – «cветопись».

Освещение в фотографии помогает полнее раскрыть тему, выделить главное, выявить форму, объем и фактуру предметов, создать определенное настроение.

Конечно, первая чисто техническая функция освещения в фотографии – экспозиционная. Но в данной статье затрагивать эту тему не представляется целесообразным. Во-первых, с современной цифровой техникой сложно «не попасть в экспозицию» (или тут же не исправить ошибку). Во-вторых, предполагается, что эта сторона вопроса читателями уже освоена.

Итак, остановимся на изобразительной функции света. Освещение поверхности, блики, собственные и падающие тени являются такими же важными элементами композиции снимка, как и сами предметы. Кроме того, свет оказывает воздействие на эмоциональное восприятие снимка, что помогает (или препятствует) правильному пониманию смысла сюжета, т.е., применительно к нашей теме, характера портретируемого или образа, задуманного фотографом.

Виды освещения.

При всем многообразии световых схем, как на натуре, так и в студии существует два основных вида освещения.

Тут, немного отвлекаясь от главной темы, стоит отметить, что в студийной портретной съемке чаще всего копируются (воссоздаются) натурные условия освещения, как наиболее «жизненные». С той лишь разницей, что в студии фотограф сам «заказывает» погоду, исходя из преследуемых целей. «Натура – дура! Павильон – молодец!»

Вернемся в двум основным видам освещения.

Освещение, создающее светотень на предметах, выявляющее их форму, фактуру и взаимное расположение, принято называть рисующим (или «рисунком»). Прямая аналогия с солнцем.

Но, если ограничиться только лишь одним рисующим источником света, изображение будет чрезмерно контрастным. Вплоть до непроработки в тенях. Таковы снимки, сделанные на Луне или в космосе, где нет атмосферы. Именно благодаря ей на Земле даже в ясный солнечный день на тени падает рассеянный свет неба. Кроме того, свой вклад вносит и свет, отраженный от земной поверхности и окружающих предметов.

Зачастую в студии таких условий нет, и фотограф вынужден их имитировать. Поэтому второй основной вид освещения – заполняющее (или «заполнение»). Итак, функция «заполнения» - подсветить тени, т.е. участки неосвещенные «рисунком».

Тут сразу необходимо сделать два замечания.

Во-первых, в портрете очень важен баланс, т.е. количественное соотношение между «рисунком» и «заполнением» или между светом и тенью. Разницу эту принято исчислять в ступенях. Одна ступень –изменение яркости в 2 раза. У ступени очень много синонимов: канал, стоп, диафрагма. Суть не меняется. Померить баланс света и тени можно спотметром или фотоаппаратом, включив точечный режим экспозамера.

Фирма «Kodak» дает следующие рекомендации по балансу света и тени на портрете:

0,5 – 1 ступень – “romantic light” 3 – 4 ступень – “dramatic light”
Свет в студийном портрете Свет в студийном портрете

Разница же в 2 ступени самая распространенная. Обычно в свету лицо белокожего человека делают на ступень выше «ключа» (серого поля, отражающего 18% падающего света), а в тенях на ступень ниже «ключа».

Свет в студийном портрете

Разницу эту в какой-то степени можно поправить потом при конвертации или в графическом редакторе, однако наилучшие результаты получаются, если этот баланс точно выдержан при съёмке.

Во-вторых, говоря о «рисунке» и «заполнении», важно помнить, что эти понятия относятся не только к объекту съемки, но и к фону! Начинающие фотографы зачастую недооценивают роль фона, целиком и полностью концентрируя свое внимание на лице портретируемого.

Кроме «рисунка» и «заполнения» в студии очень часто применяют контровой (контурный) свет, создающий световой контур на модели, а также великолепно прорабатывающий фактуру. Кстати, при отсутствии «рисующего» света контровой может взять на себя его функцию.

Существует еще один вид освещения, называемый по устоявшейся терминологии моделирующим. Это вспомогательный (далеко не всегда нужный) источник света, назначение которого создать дополнительную обработку участков модели, недостаточно обработанных вышеперечисленными источниками, в первую очередь – рисующим. Иногда в роли моделирующего света может выступать контровой. Некоторая терминологическая путаница в этих названиях связана с тем, что понятие «контровой» свет происходит от его направления по отношению к оси камеры, а «моделирующий» и «рисующий» - от своих назначений. Вот почему контровой свет может выступать как в роли моделирующего, так и рисующего.

Источников заполняющего и моделирующего света может быть несколько. Контровой обычно один, редко два (например, слева и справа). Рисующий источник всегда один. Очевидно потому, что солнце одно. Точнее, их может быть два: один на модель, а второй на фон. Особенно, если последний находится далеко. Понятно, это связано с тем, что освещенность, создаваемая студийными приборами убывает пропорционально квадрату расстояния до них.

И еще немного о количестве источников света, применяемых в студийной портретной съемке. Следует иметь ввиду, что оно совсем не обязательно переходит в качество. Один из классиков американского операторского искусства Грегг Толанд говорил: «Если к трем уже поставленным на портрет приборам вы добавляете 4-ый, значит первые три стоят неправильно!».

Помимо своего функционального назначения источники света принято классифицировать еще по характеру. Но прежде, чем это сделать, необходимо упомянуть об элементах светотени.

При направленном освещении предмета на нем образуются:

Света – ярко освещенные поверхности.

Блики – световые пятна на яркоосвещенной выпуклой (обычно глянцевой) поверхности.

Тени – неосвещенные или слабоосвещенные участки поверхности. Тень на неосвещенной стороне объекта называют собственной, а отбрасываемая объектом – падающей.

Полутени – слабые тени, возникающие, когда объект освещено несколькими источниками света. Они также образуются на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом.

Рефлексы – слабые светлые (иногда цветные) пятна на стороне тени, образованное лучами, отраженными от близко расположенных предметов.

Свет в студийном портрете

Итак, по характеру источники света можно условно разделить на направленные, рассеяные и комбинированные (рассеянонаправленные).

Направленное освещение образует на лице модели резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности остаются в тени. При отсутствии других источников света или отражателей снимки с таким освещением чрезмерно контрастны.

Рассеянное освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на нем отсутствуют тени, блики и рефлексы. Поэтому ясно, что оно плохо передает форму (все становится плоским) и фактуру предметов.

Комбинированное освещение – сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными преимуществами по сравнению с ними, так как образует полутени, создающие впечатление объема. Кроме того, при таком освещении контраст объекта съемки получается нормальным.

Следует заметить, что степень «жесткости» тени, т.е. степени резкости ее перехода в свет напрямую зависит от отношения расстояния между источником и моделью к размеру светящейся поверхности источника. А также, и от равномерности яркости этой поверхности.

Мягкий рисунок: Жёсткий рисунок:
Свет в студийном портрете Свет в студийном портрете
- размеры источника соизмеримы с расстоянием до модели. - размеры источника гораздо меньше расстояния до модели.

Манипулируя различными насадками осветительных приборов, а также их расстоянием до модели, фотограф добивается той жесткости тени, которая соответствует замыслу и характеру будущего снимка.

Возвращаясь к основным видам освещения остается добавить несколько слов об их расположении. Четких канонов здесь не много.

«Рисунок» обычно располагают на уровне глаз портретируемого или выше ( опять же по аналогии с солнцем) и сместив его относительно оси камеры, чтобы появился объем. Чем ближе рисунок к оси камеры, тем более плоским получается лицо. Хотя и такие задачи тоже встречаются.

Свет в студийном портрете Свет в студийном портрете
В некоторых редких случаях может получиться эффектное освещение, если «рисунок» расположен отвесно над моделью, чуть ближе к камере. И совсем уж в исключительных случаях «рисунок» ставят снизу. Такое освещение лица непривычно для глаза и имеет зловещий характер.

«Заполнение» же наоборот нужно стараться расположить как можно ближе к оси камеры, часто из-под камеры или со стороны, противоположной «рисунку».

Контровой обычно ставят выше головы модели, или по центру, или слегка от него сместившись. «Слегка» потому, что если контровой свет начинает проходить на нос, чаще всего это выглядит весьма неопрятно (см. фото выше).

Кстати, если есть желание поэкспериментировать с цветными фильтрами на приборах, контровой свет для этого наиболее подходящий из всех.

Автор: Никита Блинов


Дата публикации: 31-12-2011

Понравился материал? Поделитесь с друзьями прямо сейчас!

Нравится
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий.

ФОТОГРАФИЯ И ДИЗАЙН


Графические редакторы и П
Фототехника и оборудовани
Композиция и техники съем [5]
Студийная съемка [2]
Полиграфия и публикация
Ландшафт и флористика
Интерьерный дизайн и деко
Web-дизайн и цифровая обр
Компьютерная и 3D графика
Предметная съемка и макро
Пейзажная съемка
Портретная съемка и портф [2]
Арт-проекты
Фотопрактикумы и выездные [4]
Мультипликация и анимация
Фотовыставки и фотоконкур [3]

WUniver в соц.сетях. Присоединяйтесь к нам!